Двигательная активность в жизни человека
Все люди должны заботиться о своем здоровье, не перекладывая эту обязанность на других, и поэтому им необходимо знать, какое значение имеет двигательная активность в жизни человека. Зачастую мы вспоминаем о состоянии своего организма лишь после появления серьезных проблем.
Современная медицина развита достаточно хорошо, но при этом не является всесильной. Чтобы реже посещать врачей, необходимо с раннего возраста приобщаться к подвижному образу жизни. Когда психофизические силы человека находятся в гармонии, резервы здоровья существенно увеличиваются. Только в такой ситуации можно проявить свои способности в различных сферах жизнедеятельности.
Роль двигательной активности в жизни человека
Ученые установили, что активность современного человека снизилась в 100 раз в сравнении с предыдущими столетиями. Если подумать, то с этим утверждением можно согласиться. Например, крестьяне ранее имели небольшой земельный участок, который им приходилось обрабатывать вручную.
Тогда не было современного инвентаря и техники, а также различных удобрений. При этом они были вынуждены кормить большую семью и отрабатывать барщину. Сегодня сложно представить, какую физическую нагрузку они испытывали. Первобытным людям в этом отношении наверняка было еще сложнее.
Они были вынуждены искать пищу, спасаться от хищников и т.д. Безусловно, чрезмерные физические нагрузки не могут быть полезными для организма. Однако их дефицит не менее опасен для нашего здоровья. Движение для человека является одной из основных потребностей и имеет следующее значение:
- определяет уровень основного метаболизма;
- влияет на состояние костных и мышечных тканей;
- улучшает психофизическое состояние.
Говоря о значении двигательной активности в жизни человека, сразу вспоминается сердце. У простых людей этот мышечный орган в среднем работает с частотой в 60-70 ударов/мин. Для бесперебойной работы сердце нуждается в определенном количестве питательных веществ, а его износ протекает с определенной скоростью.
У нетренированных людей сердце потребляет больше питательных элементов и значительно быстрее стареет. Если регулярно заниматься спортом, то ситуация меняется и сердечный мускул может работать с частотой уже в 40-50 ударов/мин, что предполагает и меньшую скорость износа.
Двигательная активность также положительно влияет на метаболизм и организм начинает работать более экономично, что способствует продлению срока жизни. С ростом уровня тренированности организма, улучшается работа ферментативной системы, а также производится больше энергетических веществ, например, АТФ. Все это способствует увеличению умственной, сексуальной и физической активности.
Дефицит двигательной активности называется гиподинамия. Это состояние, негативно воздействующее на органы дыхания. В первую очередь речь идет об уменьшении полезного объема легких и снижении амплитуды дыхания. Умеренные физические нагрузки способствуют обогащению кислородом всех тканей организма, что в свою очередь положительно воздействует на иммунную систему.
Не менее важное значение двигательная активность в жизни человека имеет и с точки зрения повышения устойчивости организма к различным негативным вредным факторам. В ходе исследований на грызунах было доказано, что тренированный организм способен более эффективно противостоять даже радиации. Также следует помнить и о снижении стрессов, которые весьма разрушительны для нашего организма.
Виды двигательной активности
Сейчас будут рассмотрены основные виды активности, начиная от самого простого и заканчивая более сложными.
Ходьба
Это наиболее простой и при этом достаточно эффективный вид физической активности. Если человек никогда не занимался ранее спортом, то начинать тренировки стоит именно с ходьбы. Для увеличения двигательной активности достаточно начать регулярно совершать пешие прогулки.
Когда человек двигается на свежем воздухе, то организм получает значительно больше кислорода в сравнении с нахождением в закрытом помещении. В результате улучшается качество питания мозга, а также усиливается процесс газообмена в легких. Совершать пешие прогулки желательно вдали от автомобильных дорог, например, в парке.
Бег
Отличный вид двигательной активности, позволяющий увеличить выносливость и избавиться от лишнего веса. Полученные результаты от пробежки напрямую зависят от вида бега и его манеры:
- медленный утренний бег – отличная альтернатива зарядке;
- спринт – быстрые забеги на кроткие дистанции, оптимизируют процесс утилизации глюкозы и увеличивают объем легких;
- марафон – бег на длинные дистанции, позволяющий увеличить выносливость.
Танцы
Хороший способ борьбы с лишним весом, так как позволяет сжигать большое количество энергии. Кроме этого, танцевать приятно и это положительно влияет на психоэмоциональное состояние.
Велопрогулки
Во многих государствах планеты велосипед является одним из основных видов транспорта. Благодаря этому доступному и полезному транспорту снижаются выбросы вредных веществ в атмосферу, а также укрепляется здоровье.
Финтес
Сегодня существует большое количество направления, и каждый человек сможет найти что-то интересное для себя. В каждом городе есть фитнес-залы и благодаря групповым занятиям, человеку не приходится искать дополнительную мотивацию.
Плавание
Этот вид спорта позволяет укрепить все мышцы тела и избавиться от лишнего веса. В отличие от бега, который может негативно влиять на суставы, плавание не имеет недостатков.
Опасность малоподвижного образа жизни
Гиподинамия представляет серьезную опасность для всего организма. Наше тело рассчитано на определенную ежедневную физическую нагрузку. Если активность в дефиците, то быстро снижается функционал организма, уменьшается мышечная масса, замедляется основной метаболизм и т.д.
В первую очередь, малоподвижный образ жизни негативно влияет на сердечно-сосудистую систему. При отсутствии физических нагрузок сокращается капиллярная сеть по причине значительного уменьшения числа резервных сосудов. Это, в свою очередь, негативно влияет на кровоснабжение мозга и других органов.
Риск образования тромбов у нетренированного человека значительно выше в сравнении с тем, кто регулярно занимается спортом. Также следует помнить, что мышечное голодание представляет более серьезную опасность в сравнении с дефицитом микронутриентов и даже пищи.
Если организму мало еды, он сигнализирует об этом с помощью чувства голода. Интересно, что недостаток мышечной активности внешне ни как не проявляется. В результате уже к 30-35 годам у человека мускулы могут стать дряблыми и слабыми. Увеличивая двигательную активность, можно улучшить свое здоровье и избежать массы проблем.
Формирование здорового образа жизни учащихся
На современном этапе развития общества стратегической целью является воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, здоровой личности и охрана здоровья подрастающего поколения.
Успешная реализация данной цели на всех этапах обучения и воспитания может быть осуществлена при условии разработки концептуальных основ формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в учебно-воспитательном процессе учащихся школ, лицеев, колледжей, а также студенческой молодежи.
Один из путей решения этой проблемы - проведение целенаправленной разъяснительной работы среди учащейся молодежи о важности понимания философии здоровья, формирование ценностной ориентации на культуру здоровья и здоровый образ жизни, овладение современными педагогическими технологиями, повышение интереса к основным компонентам ЗОЖ.
Учитывая особенности возрастного развития детей и подростков на каждом этапе, следует убедительно доводить до сведения каждого, что здоровый образ жизни - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия.
Каждый школьник, учащийся и студент должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательная активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание, правильно организованный, направленный на восстановление сил отдых, полезные для личности, семьи, общества формы досуга, оптимальные межличностные отношения и т.д.
Последовательное приобретение учащимися знаний об основах формирования ЗОЖ позволит акцентировать их внимание на том, что ЗОЖ - это не только специальная деятельность, направленная на осознание необходимости сохранения и совершенствования его здоровья, но и организующее начало для формирования жизненных ценностей на различных этапах развития.
Согласно мнению ученых, «Здоровье - это обычное состояние духа, эмоциональной, психической и физической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него» (Шаталов Г. С. «Философия здоровья». М.: «Елен и К», 1997.).
В процессе обучения и воспитания, учащиеся начинают понимать, что такое «здоровье индувидума» (человека) и характеризовать его как динамический процесс приспособления к окружающей среде, который следует рассматривать, как адаптацию организма к различным условиям жизни.
Для формирования ЗОЖ очень важно, чтобы каждый обучающийся усвоил, что критериями оценки здоровья являются:
- уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе;
- отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность;
- социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Понятие «здоровье» существует в противовес понятию «болезни». Как отмечал В. П. Петленко (2000 г.), в жизни человека есть одно удивительное состояние: когда «оно» есть, его не чувствуют, как только «его» потеряли, появляется «боль». Боль - это сигнал о неблагополучии в нашем организме.
Здоровье человека - это удивительное свойство, о котором в свое время сказал Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто».
Установлено, что главными факторами здоровья являются:
- движения, обеспечивающие долголетие;
- интенсивные физические нагрузки, благоприятно влияющие на функционирование организма;
- правильное рациональное питание, обеспечивающее здоровье;
- закаливание, являющееся залогом здоровья;
- водные процедуры, дающие нам бодрость;
- массаж, применяемый для здоровья, уход за телом, профилактика заболеваний.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. На всех этапах обучения в системе непрерывного образования следует усвоить, что здоровье помогает выполнять наши планы, успешно решать жизненное важные задачи, преодолевать трудности и, если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, здоровый образ жизни обеспечивают ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, здоровье часто теряется потому, что многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамия), вызывающей преждевременное старение, другие не соблюдают меру в еде, что приводит к ожирению, склерозу сосудов, в отдельных случаях - к сахарному диабету, третьи не умеют правильно отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот. Эти люди всегда беспокойны, нервны, страдают заболеванием внутренних органов. Определенная часть людей страдают пристрастием к курению и алкоголю, тем самым активно укорачивают свою жизнь.
Как известно, понятие «образ жизни» рассматривается как тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации.
Для взрослых основными параметрами образа жизни является труд, для учащихся - учеба, а также - быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, различные поведенческие привычки и проявления.
По мнению философов, болезнь - есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивая полноценное развитие и реализацию возможности индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности.
Ученые пришли к выводу, что вести свою деятельность по формированию ЗОЖ у учащихся педагог должен с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей и подростков.
Возрастными этапами, которые проходит ребенок, являются дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст, и на каждом возрастном этапе следует дать определенный объем знаний о ЗОЖ, выработать соответствующие умение, навыки и положительные привычки по выполнению каждого его компонента.
При организации деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного образования, следует предусмотреть следующее:
- рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;
- оптимальная и систематическая физическая активность;
- научно-обоснованное, эффективное закаливание;
- нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;
- коплекс психо-гигиенических и психо-профилактических воздействий;
- учет и коррекция влияния окружающей среды на здоровье;
- вред и польза самолечения;
- аргументированная и действенная пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;
- формирование у детей и подростков правильных представлений о половом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа;
- обучение по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Установлено, что здоровый образ жизни - это наука и искусство помогать людям изменить их образ жизни для достижения состояния оптимального здоровья.
Последовательное выполнение всех этих требований ЗОЖ от одной возрастной группы к другой, позволит сформировать у обучающихся твердое убеждение в том, что здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья человека, и что формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.
По утверждению В. А. Токаревой (1996 г.), «здоровый образ жизни, будучи интегративной характеристикой нормального развития, как отдельного человека, так и общества в целом, является показателем социального здоровья нации».
Доказано, что внедрение здорового образа жизни в определенной мере зависит от того, насколько сильна и прочна нравственно-психологическая позиция человека, т.к. именно от неё зависит, поддается ли он алкоголизму, наркотикам и разврату и другим вредным привычкам. Суммарно, негативное вышеназванное явление очень легко может привести к развитию стрессовых состояний, нервному напряжению, заболеваниям, тем самым, блокируя ЗОЖ человека.
Основным резюмирующим положением из приобретенных знаний должно стать то, что интегративный характер здорового образа жизни обусловлен его многоаспектностью. Наиболее существенными его аспектами являются социально-политический, экономический, биологический, психологический, гигиенический, нравственный, духовно-культурный и др. Поэтому об общественном прогрессе вполне правомерно можно судить не только по уровню развития науки, техники и производства, но и по обеспечению здорового образа жизни его граждан.
Здоровье - это твой личный ответственный выбор
Юность - время, когда ты каждый день строишь свою будущую жизнь.
Благополучие твоей жизни зависит от твоего здоровья, трудоспособности, созидательной энергии, образования и культуры.Твое здоровье - в твоих руках.
Главное - это всегда ощущать свою ответственность за его сохранение и постоянно вырабатывать в себе привычки здорового образа жизни.
Найди такого друга, который поддержит тебя, разделит твои усилия на пути к здоровью и успеху в нашей сложной жизни.Все препятствия на этом пути преодолимы.
А если будет трудно, повторяй формулу успеха:
« Я смелый, твёрдо уверенный в себе человек!
Я всё умею, всё могу, всё мне по плечу!
Я смело смотрю миру в лицо.
Среди всех житейских ураганов и бурь
я крепко стою как скала,
о которую всё сокрушается!»
Хочешь быть здоровым и успешным?
|
Не разрушай своё здоровье и жизнь!
|
|
|
Респираторный этикет при коронавирусе
Специалисты еще раз напоминают основные правила, выполнение которых позволит существенно снизить риск инфицирования респираторными вирусами, в том числе вирусами гриппа и коронавирусами нового типа (COVID-19):
Правило 1.
Соблюдайте гигиену рук! Чистые руки - это гарантия того, что Вы не будете распространять вирусы, инфицируя себя, когда прикасаетесь ко рту и носу, и окружающих - через поверхности.
Как можно чаще, особенно, после пользования общественным транспортом, после любого посещения улицы и общественных мест, перед и после еды, мойте руки водой с мылом или используйте средство для дезинфекции рук.
Носите с собой дезинфицирующее средство для рук или дезинфицирующие салфетки, чтобы иметь возможность в любой обстановке очистить руки.
Эти простые меры удалят вирусы с Ваших рук!
Правило 2.
Проводите регулярную влажную уборку помещения, где Вы находитесь, чистку и дезинфекцию поверхностей с использованием бытовых моющих средств. Обратите, прежде всего, внимание на дверные ручки, поручни, столы, стулья, компьютерные клавиатуры и мышки, телефонные аппараты, пульты управления, панели оргтехники общего пользования и другие предметы, к которым прикасаетесь в быту и на работе. Поддерживать чистоту поверхностей - одно из самых простых, но самых важных правил!
Как можно чаще и регулярно проветривайте помещение и увлажняйте воздух любыми доступными способами в помещении, где Вы находитесь.
Правило 3.
Избегайте многолюдных мест или сократите время пребывания в местах большого скопления людей (общественный транспорт, торговые центры, концертные залы и др.).
Избегайте близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, у которых имеются признаки респираторной инфекции (например, кашляют, чихают).
Избегайте рукопожатий и поцелуев при приветствии (до прекращения сезона заболеваемости ОРИ).
Помните, что респираторные вирусы передаются от больного человека к здоровому человеку воздушно-капельным путем (при разговоре, чихании, кашле). Поэтому старайтесь соблюдать расстояние не менее 1-1,5 м от лиц, которые имеют симптомы респираторной инфекции.
Соблюдайте «респираторный этикет»:
прикрывайте рот и нос салфеткой (платком), когда чихаете или кашляете;
используйте одноразовые бумажные салфетки (платки), которые выбрасывайте сразу после использования;
при отсутствии салфетки (платка) кашляйте или чихайте в сгиб локтя;
не касайтесь немытыми руками носа, рта и глаз.
Используйте медицинскую маску, если:
Вы ухаживаете за больным респираторной инфекцией,
Вы, возможно, будете контактировать с людьми с признаками респираторной инфекции.
ВАЖНО! При использовании медицинских масок необходимо соблюдать правила:
- Обработать руки спиртосодержащим средством или вымыть с мылом.
- Удерживая маску за завязки или резинки вплотную поднести к лицу белой стороной внутрь и фиксировать завязками (резинками) в положении, когда полностью прикрыта нижняя часть лица - и рот, и нос.
- В конце придать нужную форму гибкой полоске (носовому зажиму), обеспечивая плотное прилегание маски к лицу.
- Снять изделие, удерживая за завязки (резинку) сзади, не прикасаясь к передней части маски.
- Выбросить снятую маску в закрывающийся контейнер для отходов.
- Вымыть руки с мылом или обработать спиртосодержащим средством.
- При необходимости надеть новую маску, соблюдая этапы 1-3.
ВАЖНО! Использовать маску не более двух часов.
Немедленно заменить маску в случае ее намокания (увлажнения), даже если прошло менее двух часов с момента использования.
Не касаться руками закрепленной маски.
Тщательно вымыть руки с мылом или обработать спиртосодержащим средством после прикосновения к используемой или использованной маске.
Одноразовые маски нельзя использовать повторно.
Правило 4.
Ведите здоровый образ жизни! Это повысит естественную сопротивляемость Вашего организма к инфекции.
Чаще совершайте прогулки на свежем воздухе, высыпайтесь и придерживайтесь правил рационального питания (пища должна быть витаминизированной, в особенности богата витаминами А, Bl, С, в пищу должны быть максимально включены овощи, фрукты, особенно содержащие витамин С).
Правило 5.
В случае появления симптомов респираторной инфекции, в том числе гриппа и коронавирусной инфекции (повышение температуры тела, озноб, слабость, головная боль, заложенность носа, конъюнктивит, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах и чувство «ломоты» в теле):
оставайтесь дома и вызывайте врача на дом;
если Вы до появления симптомов находились в странах, в которых регистрировались случаи COVID-19 в предыдущие 14 дней, то вызывайте скорую медицинскую помощь и сообщите об этом специалисту;
дети с признаками острой респираторной инфекции должны оставаться дома и не посещать дошкольные учреждения и школы;
строго выполняйте все назначения и рекомендации, которые Вам даст врач (постельный режим, прием лекарственных средств);
максимально ограничьте свои контакты с домашними, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями, чтобы не заразить их;
используйте медицинскую маску, если Вы вынуждены контактировать с людьми.
Помните, что своевременное обращение к врачу и начатое лечение позволит минимизировать риск развития и степень тяжести основного осложнения гриппа и коронавирусной инфекции - пневмонии.
Обращаем внимание!!! После выписки из лечебного учреждения граждане не являются носителями коронавирусной инфекции.
Методическое пособие
для родителей по
здоровому образу
жизни.
Содержание:
1.Физическое воспитание ребенка в семье.
2.Режим дня школьника.
3.Компьютер: "за" и "против".
4.Прогулки-это важно!
5.Как сохранить зрение ребенка?
6.Комплекс упражнений для глаз.
7.Закаливание -первый шаг на пути к здоровью.
8.Способы закаливания.
9.Босохождение.
10.Плоскостопие.
11.Что делать,если у ребенка плоскостопие?
12.Польза плоскостопия.
13.Как сформировать правильную осанку?
14.Как проверить осанку у ребенка?
15.Красивые и здоровые зубы.
16.Массаж дёсен щеткой.
Здоровье школьника- залог успешного обучения.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы-здоровье.Состояние здоровья подрастающего поколения-важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому эти рекомендации по здоровому образу жизни очень важны, так как не все родители знают , что выполнение режима дня способствует здоровью ребёнка.
Долг родителей - укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.
В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода)
Физические упражнения
-Задания и объяснения должны быть ясными и четкими , давать их надо бодрым голосом " и тут же показывать все движения.
-Упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминащиеся образные сравнения, например: "кошка", "паровоз".
-Основной принцип, которого должны придерживаться родители,занимаясь физическими упражнениями с малышами,-изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекает ребенка.
-Количество повторений движений для дошкольников обычно колеблется от 2-3 до 10.
После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха (30-60 с).
-Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день - объём 17000 движений, интенсивность 55-65 движений в минуту.
Режим дня дошкольника
Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, - одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.
Основное требование к режиму - это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.
Сон. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3-4 лет спят 14 часов в сутки, 5-6 лет - 13 часов, 7-8 лет - 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов вечера.
Питание. Дети получают питание 4-5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя - часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3-4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная- на ужин.
Прогулки. Как бы точно не соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводять на открытом воздухе, тем они здоровее.
Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.
"+" Достоинства компьютера:
Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация.
При игре в компютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы).
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интелекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функции.
Детям 3-4лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса.
"-" Недостатки компьютера:
Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а так же отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей
И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок - маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы-здоровье.Состояние здоровья подрастающего поколения-важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому эти рекомендации по здоровому образу жизни очень важны, так как не все родители знают , что выполнение режима дня способствует здоровью ребёнка.
Физическое воспитание
ребенка в семье
В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода)
Физические упражнения
-Задания и объяснения должны быть ясными и четкими , давать их надо бодрым голосом " и тут же показывать все движения.
-Упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминащиеся образные сравнения, например: "кошка", "паровоз".
-Основной принцип, которого должны придерживаться родители,занимаясь физическими упражнениями с малышами,-изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекает ребенка.
-Количество повторений движений для дошкольников обычно колеблется от 2-3 до 10.
После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха (30-60 с).
-Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день - объём 17000 движений, интенсивность 55-65 движений в минуту.
Режим дня дошкольника
Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, - одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.
Основное требование к режиму - это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.
Сон. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3-4 лет спят 14 часов в сутки, 5-6 лет - 13 часов, 7-8 лет - 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов вечера.
Питание. Дети получают питание 4-5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя - часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3-4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная- на ужин.
Прогулки. Как бы точно не соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводять на открытом воздухе, тем они здоровее.
Компьютер:
"за" и "против"
"+" Достоинства компьютера:
Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация.
При игре в компютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы).
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интелекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функции.
Детям 3-4лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса.
"-" Недостатки компьютера:
Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а так же отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей
И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок - маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.
Прогулки - это важно!
Дети должны проводить на свежем воздухе как можно больше времени, чтобы быть здоровыми и крепкими.
В летнее время дети могут находиться более 6 часов в день на улице, а в осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми - между завтраком и обедом (2-2 1/2 часа) и после дневного сна, до ужина (1 1/2-2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается.
Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.
На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре 20-25* мороза, если нет сильного ветра и если они одеты соответственно погоде.
На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в теплом пальто, шапке с наушниками, в валенках и теплых варежках или в перчатках.
Время от времени полезно совершать с детьми более длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояния - для младших до 15 -20 минут ходьбы, для более старших - до 30 минут с небольшими остановками на 1-2 минуты во время пути.
Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращаться обратно.
Правило 1. Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.
Правило 2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты, говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву, петрушку, укроп.
Правило 3. Следите за его осанкой - при " кривой" спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое и провоцирует проблемы со зрением. Запомните: расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 25-30 см.
Правило 4. Не допускайте, чтобы ребенок подолгу сидел перед телевизором, а если уж сидит, то только строго напротив и не ближе трех метров.
Правило 5. Не читать лежа и как можно меньше при искусственном освещении.
Правило 6. Не забывайте, что смотреть телевизор в темной комнате нежелательно.
Правило 7. Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, после 7 лет - 1 час в день или два подхода по 40 минут.
Правило 8. Про игры на сотовом телефоне лучше забыть.
Правило 9. Ежедневно делайте вместе гимнастику глаз - превратите эту процедуру в увлекательную игру!
Дети должны проводить на свежем воздухе как можно больше времени, чтобы быть здоровыми и крепкими.
В летнее время дети могут находиться более 6 часов в день на улице, а в осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми - между завтраком и обедом (2-2 1/2 часа) и после дневного сна, до ужина (1 1/2-2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается.
Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.
На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре 20-25* мороза, если нет сильного ветра и если они одеты соответственно погоде.
На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в теплом пальто, шапке с наушниками, в валенках и теплых варежках или в перчатках.
Время от времени полезно совершать с детьми более длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояния - для младших до 15 -20 минут ходьбы, для более старших - до 30 минут с небольшими остановками на 1-2 минуты во время пути.
Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращаться обратно.
Как сохранить зрение ребенка?
Правило 2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты, говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву, петрушку, укроп.
Правило 3. Следите за его осанкой - при " кривой" спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое и провоцирует проблемы со зрением. Запомните: расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 25-30 см.
Правило 4. Не допускайте, чтобы ребенок подолгу сидел перед телевизором, а если уж сидит, то только строго напротив и не ближе трех метров.
Правило 5. Не читать лежа и как можно меньше при искусственном освещении.
Правило 6. Не забывайте, что смотреть телевизор в темной комнате нежелательно.
Правило 7. Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, после 7 лет - 1 час в день или два подхода по 40 минут.
Правило 8. Про игры на сотовом телефоне лучше забыть.
Правило 9. Ежедневно делайте вместе гимнастику глаз - превратите эту процедуру в увлекательную игру!
Комплекс упражнений для глаз
Предлагаем специальный комплекс упражнений для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения. Упражнения лучше проводить в игровой форме, с любимыми игрушками ребенка, передвигая их вправо-влево, вверх-вниз.
Упражнения выполняются сидя, голова неподвижна, поза удобная, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Жмурки. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрывать глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль, на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз2. Близко-далеко. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем открыть глаза,посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Лево-право. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
4. Диагонали. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6, затем налево - вверх - направо - вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза
Следите за своими глазами.
Мир так прекрасен, особенно если мы его видим...
Закаливание - первый шаг на пути к здоровью
Закаливание детей необходимо для того , чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счёт этого предотвратить частые заболевания.
При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:.проводить закаливающие процедуры систематически.
.увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно.
.учитывать настроение ребёнка и проводить процедуры в форме игры.
.начинать закаливание в любом возрасте.
.никогда не выполнять процедуры, если малыш замёрз
.избегать сильных раздражителей:продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха.а также перегревания на солнце.
.правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов.
.закаливаться всей семьёй.
.закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями
Способы закаливания
Основные факторы закаливания-природные и доступные "Солнце ,Воздух и Вода".Начинать закаливание детей можно с первого месяца жизни после осмотра малыша врачом -педиатром."Холодный тазик"
Налейте в таз холодную воду с температурой не выше +12С и облейте ступни ребёнка, стоящего в ванне. Попросите ребёнка потопать ножками,пока стекёт вода.Отверстие для стока воды должно быть открытым.Промокните ноги полотенцем.В первый день продолжительность ходьбы-1 минута,ежедневно добавляйте по 1 минуте,доводя до 5 минут. Помните! Лучше проводить закаливание в течение 1 мин. вхорошем настроении ребёнка, чем 5 мин. с капризами.
"Холодное полотенце"
Если ребёнку не нравится обливание холодной водой, постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой(тем.12С).Попросите ребёнка потопать ножками(не стоять!) на нём в течение 1 мин.(утром и на ночь).Вытрите ребёнку ноги,не растирая ,а промокая полотенцем.
"Контрастный душ"
Ребёнок вечером купается в ванне.Пусть он согреется в тёплой воде. А потом скажите ему:"Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем с тобой по лужам."Вы открываете холдную воду,и ребёнок подставляет холодной воде свои пяточки и ладошки.
Если ребёнок боится воздействия холодным душем,то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать:
"А ну, давай с тобой по лужам побегаем!"
И вот из тёплой ванны- в холодный таз(или"под дождик"), а потом- опять в ванну.И так не менее трёх раз.После процедуры укутайте ребёнка в тёплую простыню не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его для сна и положите в кровать.
Босохождение -элемент закаливания организма
Еще один способ закалки - это прогулки босиком.
Хождение босиком не только закаляет, но и стимулирует нервные окончания, находящиеся на столе, положительно влияет на работу внутренних органов. По мнению некоторых специалистов, подошвы ног - это своеобразный распределительный щит 72 тыс. нервных окончаний, через который можно подключится к любому органу - головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, печени и почкам, эндокринным железам и др. органам.
Как и когда заняться босохождением?
Разумеется, зимой в холода начинать приучать ребенка к подобному не стоит, но весной или летом, малыш вполне может бегать босиком по полу дома, а еще лучше - по зеленой траве.
Ребенок должен регулярно ходить босиком,настоящий закаливающий эффект наступает лишь после длительных систематических тренировках.
Используйте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро начинайте зарядку с ходьбы босиком на таком коврике.
Полезно массировать стопы ног с помощью скалки или круглой палки, катая их подошвами по несколько минут в день.
При ходьбе босиком увеличивается интенсивная деятельность почти всех мыщц, стимулируется кровообращение во всем организме,улучшается умственная деятельность.
Плоскостопие
Окончательно стопа формируется у ребёнка к 7-8 годам.Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей.Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз и это неправильная позиция.
Как предупредить плоскостопие?
.Обувь у ребёнка должна быть сделана из натуральных материалов,внутри с твёрдым супинатором,поднимающим внутренний край стопы.
.Подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук(5-10 мм),искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов.
.Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке и не мешала естественному развитию ноги,не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости.
.По весу обувь должна быть максимально лёгкой,достаточно жёсткой ,с хорошим задником.
.Помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части,припуск в 10 мм.
При определении размера обуви ребёнка руководствуйтесь длиной стопы которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца.(первого или второго)
Что делать, если у ребенка плоскостопие?
Если ваш ребенок жалуется на усталость после прогулки или слишком быстро снашивает обувь, то, у него развивается плоскостопие
Комплекс упражнений при плоскостопии
(лечебная гимнастика)
Описание упражнений
1. Ходьба
а) на носках, руки вверх по 20-30 сек
б) на пятках, руки на пояс
в) на наружном своде стоп, пальцы соннуты, руки на поясе
г) с мячом (теннисным) - зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп
2.Стоя на палке (обруче) 6-8 раз
а) полуприседания и приседания, руки вперед или в стороны
б) передвижение вдоль палки - ставить стопы вдоль или поперек палки 3-4 раза
3. Стоя
а) на наружном своде стоп - поворот туловище лев - прав. 6-8 раз
б) поднимание на носках с упором на наружный свод стопы 10-12 раз
4. "Лодочка"- лежа на животе одновременно поднять руки, голову, ноги и держать до 5-7 минут
5. "Угол"- лежа на спине держать ноги под углом 45 гр. 4-6 раз
6. Сидя
а) сгибание - разгибание пальцев стоп 15-20раз
б) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков 15-20 раз
в) с напряжением тянуть носки на себя, от себя (колени прямые) 10-12 раз
г) соединить стопы. Колени прямые 10-12 раз
д) круговые движения стопами внутрь 10-12 раз
е) захватывание и приподнимание пальцами стопы карандаша или мелкого предмета 10-12 раз
ж) захватывание и приподымание стопами малого мяча, колени прямые 6-8 раз
Польза плавания
Ранее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию.При плавании кожа ребёнка испытывает благотворное воздействие воды, в связи с чем улучшается кровообращение и укрепляется нервная система.
1.Улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно- сосудистую и дыхательную систему.
2.В условиях продолжительного пребывания в воде совершенствуются процессы терморегуляции.Происходит закаливание организма, растёт сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды.
3.Плавание, является одним из лучших средств формирования правильной осанки ребёнка.
4.Дозированное плавание может быть полезно детям. склонным к простудным заболеваниям.
5.Регулярные занятия плаванием, способствуют укреплению нервной системы, крепче становится сон,улучшается аппетит,повышается общий тонус организма,совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Как сформировать правильную осанку?
Осанка-это привычное положение тела человека.Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне. слегка опущены назад,корпус выпрямлен,живот подтянут,грудь слегка выступает вперёд,колени выпрямлены.
Правильная осанка не бывает врождённой,она начинает формироваться с первых лет нашей жизни.
.Наиболее ответственный период для формирования осанки от 4 до 10 лет.
.Приучая вашего ребёнка "правильно"держать своё тело,не забывайте при этом и про вашу осанку.
-Отсутствие крепкого,достаточно развитого мышечного корсажа- мышечной системы;
-Неравномерное развитие мышц спины,живота и бёдер,изменение тяги,определяющей вертикальное положение позвоночника;
-Продолжительная болезнь или хронические заболевания,ослабляющие организм;
-Последствия рахита
-Не соответствующая росту мебель;
-Неудобная одежда и обувь.
Как проверить осанку у ребенка?
Осмотр вашего ребёнка проводите в дневное время,при хорошем и равномерном освещении.
Разуйте вашего ребёнка до трусиков,поставьте прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища.Сами сядьте на стул на расстоянии 2-3 м и внимательно посмотрите на ребёнка.
.симметрично ли расположены уши, лопатки,талия,складки под ягодицами и сами ягодицы.Если они находятся на разной высоте,есть причина для беспокойства!
.Попросите ребёнка достать руками до пола,выгнув спину.Проверьте ,нет ли вдоль поясничных позвонков валиков,не торчат ли лопатки.
.Посмотрите на ребёнка сбоку и проверьте,не сутулится ли он,попросите его наклонить голову вперёд и ,не поднимая головы,повернуть её сначала в одну,затем в другую сторону.Убедитесь,что объём движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения.
Следим за осанкой вместе.
Покажите ребёнку такой способ:стать к стене,плотно прижавшись затылком,лопатками,ягодицами,икрами ног и пятками,подбородок слегка приподнять.Ребёнок должен зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела.Если 3-4 раза в день ребёнок будет стараться удерживать такую позу несколько секунд,это благотворно отразится на его осанке.Для формирования правильной осанки проводите с детьми упражнения с предметами на голове,балансирование,хождение по наклонной плоскости.
Красивые и здоровые зубы
Красивая улыбка не только привлекает внимание, помогает в общении, н о и говорит о том, что у вас здоровые, крепкие зубы.
Когда люди жили в пещерах, у них не было зубных щёток, но они все равно ухаживали за зубами,вытаскивали кусочки мяса маленькими палочками с острыми концами.
Как только у ребенка появились молочные зубы,
давайте ему после кормления кипячённую воду, а
более старших детей приучайте полоскать рот после еды.
В 3 года подарите ребенку зубную щётку и приучите чистить зубы ежедневно утром и вечером после еды.
Зубы необходимо чистить правильно, тщательно вычищать остатки пищи щеткой из самых труднодоступных уголков.
Зубы нужно чистить не менее 3х минут. Передние зубы чистить по направлению вверх и вниз, затем задние зубы. Зубы всегда нужно чистить круговыми движениями
Начинайте обращать внимание на состояние зубов у детей в возрасте старше 2-3 лет, когда у них возникает кариес. Примерно к 10-12 годам молочные зубы у ребенка полностью заменяются на коренные, и заболеваемость кариесом снова возрастает.
Массаж десен щеткой
Рано утром звери встали,
Зубки чистить побежали.
Чистят зубки мишки
Щеточкой из шишки.
Белка в рыжей шубке
Тоже чистит зубки.
Серые мышата,
Веселые ежата,
Серый волк зубастый
Чистят зубки пастой.
Чистят поросенок
И смешной лосенок.
Мы позавтракали вкусно-
Зубки нам почистить нужно
В руки щёточку возьмём,
Зубной пасты нанесём.
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить дёсны можно...
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.
Нам понадобится кружка
Улыбнёмся-ка друг дружке,
Поработали умело!
Наши зубки стали белы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий