Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов

 

Тема: «Психологическая поддержка ребёнка-инвалида в семье»

Воспитание ребёнка, имеющего диагноз «ребёнок-инвалид» имеет свои особенности. Иногда инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной депрессии всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Часто родителям бывает трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель, месяцев и даже лет. Затем наступает глубокая печаль и, наконец, от ощущения беспомощности, из-за невозможности повлиять на само заболевание, рождается гнев и разочарование. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. Первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений".
Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям. К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.
На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни. Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей.
Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка. Нередки случаи, когда бабушки, дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью. В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.
В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание.

Притча о Будде. Горчичное зерно.
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного. Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка- инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
1 Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2 Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3 Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
4 Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5 Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6 Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7 Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8 Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят
вас. 
9 Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10 Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11 Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12 Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13 Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14 Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
15 Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ,

ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
  • Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
  • Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
  • Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
  • Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
  • Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

РекоРекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

         Пожалуйста, помните, что:

         "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

         Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

         Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

         "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

         У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

         Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
  • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
  • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.

ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов:

1.   Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

2.   Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

3.   Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

4.    Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

5.   Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

6.   Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

7.   Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

8.    Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

9.   Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

10.   Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

11.   Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

12.   Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.  Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.   Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

14.    Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

15.     Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком – инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

 Очень важно при работе с детьми такой категории учитывать следующее:

1. Начинать разговор с похвалы.
2. Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.
3. Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.
4. Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.
5. Не приказывать, а задавать вопросы.
6. Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
7. Создавать детям хорошую репутацию.
8. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
9. Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.
Рекомендации психолога родителям, воспитывающимдетей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. 

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться  с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.

Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Правовые гарантии и льготы семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида

Гарантии в сфере занятости

(Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь»)

Родителям воспитывающим детей-инвалидов государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения как особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (статья 11).

Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, имеющим на иждивении ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии двух и более детей-инвалидов указанного возраста – на 20 процентов (статья 24).

Гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, при наличии ребенка-инвалида до 18 лет – выплачивается стипендия в размере 75 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не более трехкратной базовой величины (статья 23).

Контракты женщинами, имеющими детей-инвалидов – до 18 лет, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.

 (Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29»).

Гарантии в трудовом законодательстве

(Трудовой кодекс Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г)

Запрещается отказывать одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет) в заключении трудового договора (статья 16) и снижать им заработную плату.

При отказе в заключении трудового договора таким женщинам наниматель обязан сообщить им мотивы в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей-инвалидов – до восемнадцати лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 и пунктами 1 – 3 статьи 47 Трудового кодекса.

Запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147), выходные дни и направление в служебную командировку женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Женщины, имеющие детей-инвалидов – до восемнадцати лет, могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия (статьи 117, 263).

Женщины, имеющие детей-инвалидов – до восемнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия (статья 120).

Женщинам имеющим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника до истечения шести месяцев работы у нанимателя (статья 166).

При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника:

женщинам, ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет – в летнее или другое удобное время (статья 168).

Наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней женщинам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (статья 189).

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида – в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Право на предоставление дополнительных свободных дней может быть использовано матерью (отцом, опекуном, попечителем) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению.

Если работник одновременно имеет право на дополнительный свободный от работы день в неделю и дополнительный свободный от работы день в месяц, то этот день предоставляется по желанию работника согласно одному из оснований (статья 265).

Свободный день в неделю предоставляется по письменному заявлению родителя приказом нанимателя в течение 5 рабочих дней на 3 месяца или иной период по согласованию родителя с нанимателем. Данный свободный день предоставляется родителю, если он занят на работе каждый день с нормальной продолжительностью рабочего времени, установленной статьями 112–114 Трудового кодекса, а также при условии воспитания и проживания ребёнка-инвалида в семье.  

Работающие отец, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в случае болезни матери, а также опекуны (попечители) ребенка имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Пособие на детей старше 3 лет семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, назначается на всех детей в семье и выплачивается в полном размере.

Пособие на детей старше 3 лет не назначается, если на момент обращения за пособием трудоспособный родитель в неполной семье или трудоспособный отец в полной семье не работают и не имеют другого вида занятости. Пособие также не назначается, если в году, предшествовавшем году обращения за пособием, трудоспособный родитель в неполной семье или трудоспособный отец в полной семье не работали и не имели другого вида занятости более 6 месяцев;

по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет:

пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет при амбулаторном лечении выплачивается за период, в течение которого ребенок по заключению врача нуждается в уходе, но не более чем за 14 календарных дней;

Пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, выплачиваются за весь период, когда по заключению врачей указанные лица не могут осуществлять уход за ребенком;

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в органах по труду, занятости и социальной защите назначается неработающим и не получающим пенсии лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, независимо от установленной ребенку степени утраты здоровья на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет и выплачивается ежемесячно в размере 100 процентов бюджета прожиточного минимума;

При санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет одному из работающих родителей, опекуну, попечителю, в семье которых воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, выплачивается пособие на весь период санаторно-курортного лечения (с учетом времени на проезд туда и обратно);

Назначение и выплата государственных пособий  осуществляются по месту работы (службы), учебы (в дневной форме получения образования) матери ребенка, а если мать не работает и не учится, – по месту работы (службы) или учебы отца ребенка.

Индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, творческим работникам, лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, священнослужителям, лицам, работающим в религиозных организациях, лицам, зарегистрированным в качестве безработных, лицам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению данных органов, а также неработающим лицам государственные пособия назначаются и выплачиваются органами по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Пенсионное обеспечение

(Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»)

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет назначается социальная пенсия в зависимости от степени утраты здоровья: при первой степени утраты здоровья – 80% бюджета прожиточного минимума, при второй
– 85%, при третьей – 95%, при четвертой – 110% (степень утраты здоровья устанавливает медико-реабилитационная экспертная комиссия).

Социальные пенсии детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена инвалидность вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, назначаются исходя из величины 50% средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете пенсии в связи с ростом средней заработной платы работников в республике.

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, заболевание которых связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, к социальной пенсии установлена надбавка в размере 100 % минимальной пенсии по возрасту.

Матери, воспитывавшие детей-инвалидов не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в связи с ее смертью.

Семьи, у которых среднедушевой доход в месяц (за 12 месяцев) не превышает  бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, имеют право на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Государственная адресная социальная помощь предоставляется органами по труду, занятости и социальной защите в виде ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви,
 школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»).

Льготы в сфере образования

Учебники

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;

 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011г. № 839 "О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование")

Обучение

Руководители государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, могут предоставлять скидки со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся являющимся детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;

(Указ Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 126 «О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования»; Положение о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся. государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, и размерах этих скидок, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2006 г. № 665).

Семьям с детьми предоставляется право на получение кредита на льготных условиях для оплаты обучения детей, получающих в высших учебных заведениях первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения), если средний совокупный доход на члена семьи в месяц за год, предшествующий месяцу открытия кредитной линии, не превышает 350 процентов бюджета прожиточного минимума.   

 (Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N° 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе.)

Питание

 При получении дошкольного образования, плата за питание  детей не взимается:

– с   родителей   (законных   представителей),   имеющих   детей-инвалидов.

 Установить, что бесплатным питанием за счет средств республиканского и местных бюджетов обеспечиваются учащиеся общеобразовательных учреждений:

– с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания (О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам организации питания детей в учреждениях образования от 4 февраля 2011 г. № 142).

Налоговые льготы

Для плательщиков единого налога – родителей (усыновителей) воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, ставки единого налога понижаются на 20 процентов (пп. 2.5 п.2 ст. 297 Налогового Кодекса Республики Беларусь).

Для  родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в возрасте до 18 лет, установлен ежемесячный стандартный налоговый вычет при исчислении подоходного налога в размере 355.000 на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода (п. п. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового Кодекса Республики Беларусь).

Санаторно - курортное  лечение

(Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»).

Дети-инвалиды имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) (пункт 7 статьи 12).

Лица, сопровождающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Здравоохранение

В соответствии с Законом Республики Беларусь № 2570-ХIIот 19 ноября 1993 г. «О правах ребёнка» и Законом Республики Беларусь № 239-З от 14 июня 2007 г. « О государственных социальных льготах, правах и гарантиях отдельных категорий граждан» в учреждении здравоохранения «Каменецкая центральная районная больница» детям до 18 лет оказывается бесплатная медицинская помощь независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности.

Дети-инвалиды до 18 лет пользуются правом на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке определяемом Правительством Республики Беларусь.

Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное изготовление  и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных метолов, металлоакрилатов, металлокерамики и фарфора) а так же право на обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром технических средств социальной реабилитации.

Льготы по проезду

(Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239–3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»)

Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства (пункт 13 статьи 13); а также такое право имеет и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида (пункт 17 статьи 13).

Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) (пункт 1.12 статьи 14), а также лицо, сопровождающее ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет по направлению государственной организации здравоохранения к месту оказания медицинской помощи и обратно (пункт 1.17 статьи 14).

Дети в возрасте до 5 лет имеют право на бесплатный проезд в пассажирских поездах и вагонах формирования Белорусской железной  дороги во внутриреспубликанском сообщении и на внутренних линиях автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения без права на отдельное место (пункт 6 статьи 15).

Жилье

Право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды. (Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 « О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений»).

Так же дополнительную информацию Вы сможете найти на следующих сайтах:

 

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

http://president.gov.by/ru/

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь

http://www.mintrud.gov.by/ru/

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

http://www.mst.by/ru/

Министерство образования Республики Беларусь

http://edu.gov.by/

Министерство здравоохранения  Республики Беларусь

http://minzdrav.gov.by/

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

http://www.mjkx.gov.by/

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

http://www.nalog.gov.by/ru/

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

http://www.mintrans.gov.by/rus

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

http://www.ncpi.gov.by/

Национальный правовой
интернет-портал Республики Беларусь

http://www.pravo.by/

Сайт управления
специального образования
 Министерства образования  Республики Беларусь

http://www.asabliva.by/

Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и
молодым инвалидам»

http://belapdi.org/

Брестский областной исполнительный комитет

http://brest-region.gov.by/

Брестский городской исполнительный комитет

http://city.brest.by/

Каменецкий районный исполнительный комитет

http://kamenec.brest-region.gov.by/

 

О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения

Согласно УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 28 августа 2006 г. № 542 на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) с использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета имеют право несовершеннолетние дети и дети – инвалиды.

Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление осуществляется в пределах средств государственного социального страхования и республиканского бюджета, выделенных на эти цели в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также с учетом количества мест в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

На первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление имеют право дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультативной комиссии.

Заключение врачебно-консультативной комиссии выдается государственными организациями здравоохранения

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕВОК НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Путевки, приобретенные  за счет средств государственного социального страхования, распределяются:

- лицам, подлежащим обязательному государственному социальному страхованию, за которых в установленном порядке нанимателем уплачиваются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд), их несовершеннолетним детям, а также лицам, сопровождающим этих детей на санаторно-курортное лечение по заключению врачебно-консультативной комиссии (далее – ВКК) в санаторно-курортные организации (отделения) для родителей с детьми;

- лицам, самостоятельно уплачивающим в соответствии с законодательством обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование в Фонд, их несовершеннолетним детям, а также лицам, сопровождающим этих детей на санаторно-курортное лечение по заключению ВКК в санаторно-курортные организации (отделения) для родителей с детьми;

ПОРЯДОК ВЫДЕЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ПУТЕВОК НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Путевки выделяются и выдаются по решению областных и Минского городского подразделений Центра по месту жительства граждан:

-неработающим гражданам, имеющим право на санаторно-курортное лечение или оздоровление согласно Указу, детям неработающих граждан, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

-лицам, сопровождающим на санаторно-курортное лечение инвалидов I группы и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет по заключению ВКК, путевки выдаются по месту выдачи путевок инвалидам.

Для выделения путевки граждане подают письменное заявление в комиссию по месту работы (службы, учебы) либо в областные и Минское городское подразделения Центра по месту жительства с приложением медицинской справки.

При обращении за получением путевки также представляются следующие документы:

- для граждан, имеющих право на бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с Указом, – копия документа, подтверждающего наличие этого права;

- для детей – справки с места учебы детей, с места работы (службы, учебы) другого родителя о не выделении путевки на детей в текущем году, для детей неработающих граждан – дополнительно копии пенсионного удостоверения, трудовой книжки родителей (лиц, их заменяющих);

- для сопровождающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов I группы – заключение ВКК о необходимости сопровождения инвалидов на санаторно-курортное лечение.






Рекомендации учителю-дефектологу

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

  • проводить диагностику с целью установления актуального уровня развития ребенка;
  • проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), на развитие коммуникативной деятельности;
  • осуществлять индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности;
  • создавать на занятиях атмосферу эмоционального комфорта с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
  • принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;
  • осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
  • осуществлять консультирование педагогов учреждения образования по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития;
  • соблюдать профессиональную этику.

Рекомендации классному руководителю

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

  • обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);
  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе коррекционного обучения и воспитания;
  • максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с ОПФР в общество;
  • организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;
  • формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с ОПФР, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;
  • формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;
  • оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ОПФР, развивать у него веру в свои силы и возможности;
  • создавать  атмосферу  эмоционального  комфорта  на  занятиях  с  целью  сохранения  физического, психического и нравственного здоровья;
  • принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;
  • осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
  • соблюдать профессиональную этику.        ,

Рекомендации педагогу социальному

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

1.      Начальный этап.

  • Изучение запроса администрации на работу со школьниками с ОПФР, формулирование целей и задач;
  • Изучение запроса педагогов, работающих в интегрированном (специальном) классе;
  • Получение информации об учащихся;
  • Проработка полученной информации;
  • Подбор диагностического инструментария для выполнения запроса.

2.      Диагностический этап.

  • Наблюдение за детьми в школе с целью определения уровня адаптации, уровня возникающих проблем;
  • Выделение группы детей, социальная адаптация которых затруднена;
  • Диагностика межличностных взаимоотношений в классе.

3.      Информационно-аналитический этап.

  • Составление программы сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы;

4.      Коррекционные занятия (тренинги).

  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих мероприятий с детьми.

5.      Консультативно-методическая работа.

  • Обсуждение проблем детей с ОПФР, обучающихся в интегрированных и специальных классах;
  • Консультирование по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся;
  • Консультирование родителей по совместному решению выявленных проблем у детей;
  • Работа с родителями в рамках модели сопровождения.
  • Соблюдать профессиональную этику.

Рекомендации воспитателю ГПД

по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

  • Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психического развития в процессе коррекционного обучения (знакомство с разными диагностиками).
  • Планировать формы учебно-воспитательной работы в группе с учётом особенностей развития детей.
  • Организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации и задач образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка.
  • Формировать у детей с особенностями психофизического развития положительного отношения к своим сверстникам, адекватное социальное поведение.
  • Оказывать помощь другим специалистам, работающим с ребенком,    в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.
  • Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности.
  • Принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка.
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья.
  • Осуществлять консультирование законных представителей ребенка. Соблюдать профессиональную этику.

Понятие “Ребенок-инвалид”

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими

недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое

стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек

способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Это необходимо знать

Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности

родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.

Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному

осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не

выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут

самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств

родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей

воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение

страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности

ситуации.

2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей

инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в

определении  и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором  кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно - мышечной, сердечно – сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”. К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по

формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

Родителям нужно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:

Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.Оставить все как есть, или что-то изменить.

2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить

обстоятельства, в которых возникла проблема.

3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к

обстоятельствам, то есть принять их:

- как необходимую данность;

- как урок, который необходимо пройти;

- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;

- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными

возможностями здоровья

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

чрезмерными.

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

перенимайте чужой.

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Комментариев нет:

Отправить комментарий